Logic board

Войти
  1. ВКонтакте
  2. Facebook
  1. Форум Розария » Розарий. » Обсуждение. » Статья о розарии. “Сад непрерывного цветения”
Новые публикации Скрыть панель справаПоказать панель справа
  1. Последние новости: Цветочники. (закрыть)

Статья о розарии. “Сад непрерывного цветения”

  1. Оффлайн
  2. Главные редакторы
  3. 212 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 1 отправлено 21:56, 21.04.2008
Москва и москвичи
Сад непрерывного цветения
Большой розарий как символ будущего парка «Сокольники»

Светлана ЗАВЕРНЯЕВА

В этом году года после долгого перерыва в парке культуры и отдыха «Сокольники» вновь открылся Большой розарий. В столицу вновь вернулся «сад непрерывного цветения».
Со дня открытия в 1957 году Большой розарий служил своего рода выставкой достижений садово-паркового искусства. Где еще в Москве можно было увидеть штамбовые розы, искусственно выведенные путем прививки почки сортовой розы на стебель шиповника, «дерево в парике» — скумпию и тропические лианы. Автор проекта Анна Шукшина сумела не только адаптировать привезенные со всех уголков мира экзотические растения к суровому климату, но и создать из них уникальные композиции, в которых гармонично сочетались совершенно разные деревья и кустарники. Сегодня декоратора парка Анну Шукшину считают пионером ландшафтного дизайна, а созданный ей Большой розарий называют жемчужиной «Сокольников».
Сюда, утверждают старожилы, любили приходить как профессиональные цветоводы, так и любители, как москвичи, так и гости столицы. Посетители постарше располагались под сенью раскидистой липы или в увитом плющом летнем павильоне, где читали приобретенные на дневном абонементе книги и газеты, малыши подставляли ладошки под прохладные струйки фонтана, в тенистых аллеях влюбленные назначали свидания…

Подарок родному городу
К тому времени, как выпускница Института пролетарского изобразительного искусства Анна Шукшина устроилась на работу в парк «Сокольники», его история насчитывала пять веков.
В XV веке в густом девственном лесу, через который проходила Стромынская дорога, появились сокольничий двор, сокольничья роща и поселение сокольников, известное как деревня Зимникова. Своего расцвета Сокольники достигли в XVII веке, во время царствования Алексея Михайловича, который всем видам охот предпочитал именно соколиную.
Большинство названий улиц современных Сокольников — Сокольнические, Егерская, Охотничья, Ширяевская (названная в честь любимого сокола самодержца Ширяя) — дань памяти любимой забаве Алексея Тишайшего. Во времена царствования его сына охотничьи угодья пришли в упадок: Петр Первый, как известно, предпочитал обучать солдат, а не соколов. В Сокольническую рощу он приезжал только для того, чтобы попировать с друзьями из слободы Кукуй.
Во время Отечественной войны 1812 года роща служила жителям укрытием от наполеоновских захватчиков, а после их изгнания большую часть деревьев вырубили, чтобы восстановить сгоревшие дома и постройки.
В 1848 году в роще за Сокольнической заставой разбили парк, ставший прототипом современного ПКиО. С тех пор планировка его остается неизменной: от центрального круга в разные стороны расходятся лучевые просеки. Благодаря стараниям московского головы Сергея Третьякова, парк, выражаясь современным языком, перешел из федерального бюджета в городской. Выкупив его у казны, меценат подарил «Сокольники» родному городу.

«Лучшее гулянье в целом лете»
В конце XIX века самым пафосным считалось первомайское гуляние. Вот как описывает его выросший в Сокольниках писатель и фельетонист Федор Благов: «К этому катанию начинали готовиться еще накануне. Приводили в порядок Сокольничье шоссе, прилегающие к Кругу аллеи и проезды посыпали всюду ярко-оранжевым песком… И вот 1 мая, часов с трех дня, начиналось катанье. На тротуарах толпились любопытствующие обыватели, а мимо них один за другим проплывали экипажи московских «тузов» с сидящими в них толстыми пузатыми мужчинами, из которых многие были в цилиндрах, с расфранченными дамами в сногсшибательных туалетах последней моды. Казалось, шло состязание: кто кого перещеголяет…»
На Старом гулянье, где собирались рабочие и разночинцы, публику веселили факиры, цирковые акробаты и уличные музыканты. Были здесь, как вспоминает Федор Благов, карусели, «французские горы» и даже прообраз современного «чертова колеса».
В 1901 году завсегдатаев веселых катаний на Кругу и разухабистого Старого гуляния объединил открывшийся в парке Летний театр. «Спектакль имел огромный успех,— пишет о дебютном показе драмы Островского «Гроза» Федор Благов,— Ведь он был настоящим откровением для многих зрителей, никогда не видавших ничего кроме балаганных представлений». Спектакли Малого театра, а также «народные концерты» с участием артистов оперных театров снискали «Сокольникам» славу культурного центра столицы.
Октябрьская революция 1917 года окончательно уравняла в правах всех посетителей «Сокольников» и в то же время привела парк в полное запустение. Второе рождение парк «Сокольники» отметил в 1931 году, после выхода указа «Об организации на территории Сокольнической рощи базы культурного отдыха».

Там, где роза правит бал
— В трудовой книжке Анны Шукшиной,— говорит ее дочь Наталья Лукьянова,— всего одна запись: городской парк «Сокольники». Дочь железнодорожного рабочего из Великих Лук была художником-самоучкой. Увидев, как ловко Аня лепит из глины поделки, классная дама стала оплачивать талантливой гимназистке дополнительные уроки рисования. Эти благотворительные занятия помогли Анне поступить в Институт пролетарского искусства. Чтобы не умереть с голоду в послереволюционном Петрограде, студентка подрабатывала статистом в театре. К выпускному курсу Шукшина заработала дистрофию, экзамены сдавала сидя, но все-таки получила заветный диплом.
В конце 1930-х перед сотрудниками парка «Сокольники» поставили задачу возродить былое величие парка и в тоже время подкорректировать его «имидж». Обновленные «Сокольники» должны были сочетать изысканность Круга и демократичность Старого гулянья, а главное — вдохновлять трудящихся на трудовые и спортивные свершения. Со своей задачей, как можно судить по сохранившимся фотографиям и кадрам кинохроники, художники-оформители справились блестяще.
Парк «Сокольники» в конце 1930-х — начале 1940-х годов являет собой образец так называемого «советского классицизма». Фасад деревянного павильона на Кругу стилизовали под Кремль, над центральными воротами вознеслись деревянные ажурные арки, а ведущую к фонтану аллею украсили вазонами с львиными головами.
Единственное, чего недоставало «пролетарскому Версалю» — дореволюционных клумб и стриженых кустарников. Во время гражданской войны оставшиеся без ухода растения погибли. Декоратор Анна Шукшина переключается на озеленение. Именно тогда ей приходит идея оформить партерную часть парка в виде огромной клумбы-панно. К каждому сезону художница создает новую «картину»: то цветы и кустарники сплетаются в причудливом орнаменте, то «поют славу» КПСС. Шукшина штудирует учебники по садоводству и цветоводству и вскоре становится одним из лучших в Советском Союзе специалистов в области паркового хозяйства. Свое рабочее место Анна Шукшина покинула только в 1941, когда ее вместе с мужем, главным архитектором парка «Сокольники» Владимиром Лукьяновым, и детьми отправляют в эвакуацию.
— Сразу после войны,— рассказывает дочь Шукшиной Наталья Лукьянова,— мама загорелась идеей создать розарий. Как обычно, воплотить замысел в жизнь помогли коллеги — бывшая театральная актриса Елена Алмазова профессиональный агроном Елена Юдичева. Первый розарий разбили недалеко от Майского просека. Сотрудницы цветочного отдела сами копали и рыхлили землю, по одним им известным каналам — из Грузии, Германии — добывали ценные сорта роз. Увидев результат, администрация распорядилась выделить под розарий участок в четыре гектара, который ранее использовали в качестве питомника.
Большой розарий Анна Шукшина задумала как сад непрерывного цветения, в котором растения должны цвести «волнами», радуя посетителей с ранней весны и до поздней осени. Царица цветов роза правит бал среди пышной свиты декоративных лиственных и кустарников. Своим энтузиазмом Шукшина увлекла не только сотрудников парка, но и гостей розария. Побывав в чудо-саду, восхищенные посетители везли саженцы и черенки со всех уголков страны.
— Саженцы барбариса,— рассказывает главный специалист службы цветочного хозяйства ПКиО «Сокольники» Юлия Морозова,— Анне Шукшиной презентовал поклонник ее таланта из Приморья. Благодаря ее стараниям, монстр с колючками, похожими на морские звезды, замечательно прижился в «Сокольниках». С лианой-аристолохией тоже вышла интересная история. В 2001 году в Москву привезли около двадцати растений, из которых прижились только два. Представьте, в этом году они зацвели ровно 19 мая, когда открывался розарий. Как будто благодарили за заботу.

Время собирать камни
В конце 1980-х, после перестройки, «выставка достижений » пришла в упадок. К этому времени ушли из жизни многие основатели Большого розария, в том числе и Анна Шукшина. Парк «Сокольники» передали национальному парку Лосиный Остров, у которого, как у природного заповедника, были несколько иные задачи. Содержать штат в несколько десятков человек для ухода за одним розарием администрация сочла неслыханной роскошью. Начал разрушатся водопровод, грунтовые дорожки — погибли редкие многолетники.
— Представьте футбольное поле, поросшее сорняками: именно таким я увидела розарий, устроившись на работу в парк в 2001 году,— говорит Юлия Морозова.— Немногие уцелевшие растения безжалостно выкапывали посетители парка. Из двух зол мы выбрали меньшее и несколько лет вообще не пропалывали розарий. В это же смутное время розарий лишился сразу нескольких достопримечательностей: бронзовых девушек, украшавших Малый фонтан, и знаменитую самшитовую аллею. История их похищения смахивает на детективную историю — никто не видел, как подогнали грузовик, погрузили статуи и самшит, никто не знает, куда их увезли.
Недаром говорят, что история развивается по спирали: одним выпало разрушать, другим — собирать камни. Вернуть «Сокольникам» «визитную карточку» решили в 2003 году на средства из городского бюджета. Над восстановлением Большого розария трудились сотрудники центрального государственного лесоустроительного предприятия «Центрлеспроект». Автор проекта, начальник экспедиции «Центрлеспроекта» Людмила Калинина постаралась дополнить «жемчужину «Сокольников» новыми идеями. «Уверена, энтузиастке-Шукшиной они бы пришлись по душе»,— высказала мнение ее преемница.

Рояль в кустах
Специально для журнала «Круг жизни» Юлия Морозова, принимавшая самое активное участие в возрождении Большого розария, провела экскурсию по обновленному саду. Если театр начинается с вешалки, то попасть в Большой розарий можно, минуя кулисы в виде ограждения, от которого с двух сторон расходятся насыпи земляного вала.
— С первых же минут каждый, кто приходил в парк в конце июня-начале июля, погружался в облако неповторимого аромата,— рассказывает гид. Только сделав несколько шагов по дорожке, посетители понимали, что источник благоухания — чубушник, припрятанный за деревьями и играющий роль рояля в кустах. От своего собрата жасмина он отличается большей неприхотливостью и морозоустойчивостью. Настоящий жасмин в наших широтах вообще не растет.
Свои секреты розарий открывает не сразу. Благодаря удлиняющим парк вертикальным дорожкам кажется, что сцена — центральная площадка с фонтаном — расположена далеко от входа. Дорога к ней ведет через амфитеатр — хвойные кабинеты и партер с клумбами.
Примечательно, что розарий имеет не только продольную и поперечную, но и диагональную симметрию. Так же, как и пятьдесят лет назад, ни один модуль не повторяется. Если в одном хвойном кабинете акцент сделан на можжевельнике казацком или кипарисах, то в другом «солирует» горная сосна.
Зачастую обитатели розария вносили в план собственные коррективы.
— Горная сосна, привыкшая карабкаться по каменистым склонам, улеглась на дорожку,— рассказывает Юлия Морозова.— Нет проблем — дорожку сделали искривленной и пустили в обход «отдыхающей» сосны.

Вальс цветов
С цветами соседствуют «старожилы», поселившиеся здесь полвека, а то и сто лет назад. Один из них клен остролистный Шведлера. Распустившиеся листья клена окрашены в ярко-свекольный цвет и остаются такими до конца июня, летом они словно передают свой яркий цвет розам, а осенью, переливаясь всеми оттенками золота, снова притягивают к себе внимание. Еще один великан — липа, высаженная «букетной посадкой»: под ее пышной кроной можно спрятаться от дождя и солнца.
В самом центре кружатся в вальсе пионы, флоксы, петунии. В центре композиций — штамбовые розы сорта «Глория Дэй», которые считаются эталоном красоты.
— Благодаря селекции продолжительность цветения царицы цветов намного увеличилось,— объясняет Юлия Морозова.— Если старинные сорта — Фрау Карл Дружки, Куин Элизабет — цвели до конца июня, после чего готовились к зиме, то новые, например Боника-82, Кримсон, радуют посетителей до первых заморозков.
На каждой клумбе роза находится в окружении разных растений. Пока не побываешь в розарии, ни за что не поверишь, что капризная красавица уживется с терпкой полынью, душистой лавандой или пряным тимьяном.
— Красоту ничем не испортишь,— говорит Юлия Морозова,— розы выигрывают от любого соседства, а к их аромату добавляются новые интересные нотки.
А вот и обещанные ноу-хау: пятьдесят лет назад в «Сокольниках» нельзя было встретить обитателя шотландских пустошей — вереска и рододендронов. Новичками в парке стали и цветники, выдержанные в единой красочной гамме. Если во времена Шукшиной главным критерием было, «чтобы в глазах не рябило», то современные цветоводы пошли еще дальше, объединив в Синем саду только растения, цветущие синими цветами, в Красном — красные.
…На лавочках, в окружении малины душистой, уютно устроились посетители. Многие из них, как выяснилось, помнят еще старый розарий. Как и прежде, у фонтана плещется ребятня, а под полувековой лиственницей встречаются влюбленные. Хочется верить, что цвести этот сад будет вечно, как мечтала Анна Шукшина.

Статья перепечатана с сокращениями. Опущены моменты, не относящиеся к розарию.
  1. Оффлайн
  2. Главные редакторы
  3. 212 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 2 отправлено 11:54, 12.07.2008
А.А. Шукшина, 1976 г.
  1. Оффлайн
  2. Главные редакторы
  3. 212 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 3 отправлено 23:08, 31.07.2008
Добавлю в эту тему старые-старые фото, посвященные розарию:

Сокольники, розарий, 1960 г, Шукшина А. А., Шадрина А., Чалмаева М.



Сокольники, розарий 1955 год.




Сокольники, 1958, розарий, слева направо - Шукшина А. А., Чалмаева М., Юдичева Е.И.




Сокольники, 1951, помощник Шукшиной А. А., Алмазова Е. Н.


Последний раз редактировал Фарли 23:11, 31.07.2008
  1. Оффлайн
  2. Главные редакторы
  3. 212 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 4 отправлено 22:29, 21.06.2009

Е.И. Юдичева и А.А. Шукшина


Елена Ивановна Юдичева, агроном розария



А это те, кто создавал Большой розарий

Последний раз редактировал Фарли 22:31, 21.06.2009
 
Поделиться темой:
Перейти
Найти

Доступ закрыт.

  1. Вам запрещено отвечать в темах данного форума.