Logic board

Войти
  1. ВКонтакте
  2. Facebook
  1. Форум Розария » Розарий. » Обсуждение. » Посещение розария группой детей из интерната
Новые публикации Скрыть панель справаПоказать панель справа
  1. Последние новости: Цветочники. (закрыть)

Посещение розария группой детей из интерната

  1. Оффлайн
  2. Главные редакторы
  3. 212 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 1 отправлено 12:29, 28.03.2008
История Большого Розария и розы.


Наша экскурсия сегодня посвящена Дню памятников, который отмечается во всем мире. Наша цель сегодня – познакомиться с одним из памятников садово – паркового ландшафтного искусства. «Но, - скажете вы, - памятник – это царь на коне или девушка с веслом, а тут привели в садик гулять». Оказывается, памятником так же может быть интересное историческое здание – тогда это памятник архитектуры; явление природы, к примеру, водопад – памятник природы. А сад? Посади в ряд плодовые деревья. Красиво? Да. Функционально? Да. Яблоки можно есть. Памятник? Нет. Обычно! Нет неповторимости, нечего помнить, вспоминать. А вот когда есть необычная задумка, талантливое исполнение, когда садовник работает в содружестве с природой, возникает памятник ландшафтного искусства, который помнишь с детства и на всю жизнь, в который хочется возвращаться, приводить любимых и детей.
Большой розарий парка «Сокольники» был создан в 1957 году на месте старого питомника. Питомник – это место, где специально выращивают растения, которые потом пересаживают на постоянные места в парке, т.е. своеобразный «детский сад». На память о том времени у нас осталась плотная группка лиственниц, которые должны были высадить, да не успели. Площадь розария невелика – всего 3,6 га.
Идея создания розария в его настоящем виде принадлежала удивительной женщине – Анне Алексеевне Шукшиной, которая по профессии была театральным декоратором. Вот как в театре есть декорации, сцена, задники и кулисы, так же и в розарии на сравнительно небольшой территории – всего 3,5 га, было решено не просто посадить редкие садовые новинки, а создать из них красивые композиции – спектакли, где артистами выступают сами растения, а мы – внимательные зрители.
Итак, начинаем. На центральной аллее нас встречает могучий великан – клен Шведлера. Он сидит с краю аллеи, но крона его перекрывает всю дорожку, и возникает ощущение, что он стоит посередине. Листья его при распускании свекольного цвета, и остаются такими до июля, а потом зеленеют. Его благородный цвет подчеркивают два золотистых чубушника по бокам, а откликается таким же цветом слива Писсарда – тоже со свекольной листвой. А чтобы вместе с глазами радовался и нос зрителя, в кулисах спрятались чубушники Оваланж, или земляничники, которые при цветении пахнут земляникой и запах их слышен еще за территорией розария. Входящий человек вздыхает, говорит «Ах!» на выдохе – и вот он уже в сказке. Вы скажете – у моей бабушки на даче тоже есть такие кусты, и она называет их «жасмин». Настоящий жасмин растет в Индии и совсем не выносит наших холодов, но в утешение скажу, что пахнет он точно так же. Из наших чубушников жасминовый чай не получится, да и букеты в вазе стоят очень не долго, вянут и мусорят.
Мы идем направо и попадаем в «Хвойный кабинетик» – один из двух, имеющихся в розарии. Здесь розарию тоже есть чем гордиться – сосны горные, которые растут здесь – самые старые и самые лучшие в Москве. Сейчас весна, розы и большинство цветов еще не цветут, зелени немного, зато особенно хорошо видно изумрудную зелень сосен и живущего под ними можжевельника. Летом здесь колышутся, как море, злаки – ячмень гривастый, мискантус – китайский тростник.
Посмотрите на эти две канадские ели – они как будто на воротах стоят! Дело в том, что, прожив больше пятидесяти лет, не всегда при должном уходе, ели потеряли часть своей идеально треугольной кроны. На эти ворота - трельяжики были посажены вьющиеся растения, которые, когда вырастут, закроют прорехи на их платье.
Многообразие декоративных растений хлынуло в Россию только в 90 годах прошлого века. А до этого, напоминаю, розарий был создан в 50 –х годах, некоторые экзотические растения были только в коллекции ботанического сада и у нас. Например, скумпия, или париковое дерево – кустарник возраста 50 лет, очень интересный во время цветения. Он как будто одевает напудренный парик.
Чем еще можно любоваться весной? Удивительной архитектурой веток и формой крон растений на фоне весеннего неба. Посмотрите на крону липы голландской – как узкий зонтик. Математики называют такую форму параболой.
Май – время цветения сиреней в Большом розарии. Сирени тут тоже были посажены непростые - привитые штамбовые. Это значит, что растению была сделана операция – к его корням был привит черенок от другого растения. Прививка делается очень острым ножом, разными способами, но в результате две части от разных растений навсегда срастаются между собой. Произошло маленькое чудо – мы получили растение, которое очень красиво цветет (за это отвечают «вершки») и при этом не боится холодов (у него стойкие «корешки»). В розарии привиты не только сирени – мы встретим привитые розы, и даже привитые штамбовые акации. Но так как привили только один стволик (его мы и называем штамбом), все остальные появляющиеся из земли побеги не будут цвести так же красиво, и их приходится удалять. Со временем штамбы стареют, но, если за ними правильно ухаживать, сирень продолжает цвести, а штамбы принимают весьма причудливые формы. А если не ухаживать? Разросшаяся, более «родная» корням поросль затенит привитой стволик, отнимет у него свет и питание и прививка погибнет. Мы получим обыкновенную дикую сирень. Если привита была роза, то вырастет дикий шиповник, на который розы прививали. А от взрослых дачников иногда можно услышать: «У меня роза переродилась в шиповник». Вы теперь грамотные и сможете объяснить взрослым их заблуждение.
Мы подошли к липе. Видите, от земли поднимаются сразу несколько стволов? Это называется «Букетная посадка» – в одну ямку сажают несколько молодых деревцев, чтобы быстрее получить могучее растение. Летом под густой листвой липы можно спрятаться от солнца, даже переждать дождик. Правда, под крупными деревьями крайне неохотно растут все другие растения – им не хватает света и влаги.
Вот и центр розария – фонтан. Он пока разрушен, а раньше здесь журчала вода и цвели розовые кувшинки. Может быть, в этом году его восстановят. Вокруг нас – розы. И теперь мы поговорим о них.
Все вы слышали выражение Роза – царица цветов. И действительно, никакой цветок не цветет так долго, так пышно, так ароматно, как розы. Роза – любимица всех народов, героиня многих сказок (Беляночка и Розочка, Спящая красавица, Принцесса и свинопас), у каждого народа есть легенды о рождении розы. Так, греки считали, что роза появилась из белоснежной морской пены, из которой вышла богиня Афродита (она же Венера). Увидев волшебной красоты цветок, боги опрыскали его нектаром, который придал розам чудный запах. Роза была белая, и оставалась такой, пока Афродита, побежав спасать своего возлюбленного, не поранила ножки об шипы. Кровь богини попала на лепестки, и появились красные розы.
На Востоке – своя легенда. Охранитель вселенной бог Вишну увидел родившуюся в розовом бутоне красивейшую на свете женщину – Лакшми, сделал ее своей супругой, а розу – символом божественной тайны, священной у всех народов Востока.
У одного древнего персидского поэта есть такая легенда: Белая роза – дар самого Аллаха. Он сделал ее правительницей над всеми детьми природы, а для охраны дал ей острые шипы. Когда соловей увидел новую царицу, он был так пленен ее прелестью, что в восторге прижал ее к своей груди. Но острые шипы, как кинжалы, вонзились в его сердце, и теплая алая кровь оросила собой нежные лепестки дивного цветка. Где любовь, там и кровь…
Культивировать розы начали в странах Ближнего Востока около пяти тысяч лет назад. Предполагают, что родиной королевы цветов является Персия, которая в древности называлась Гюлистан – сад роз.
В России долгое время роз не знали. Первое упоминание о выращивании роз относится к 16 веку. Однако роза оставалась достоянием только царского двора. В садах эту культуру стали разводить только со времени правления Петра 1. А массовое распространение у привилегированных сословий розы получили при Екатерине 2.
Первые настоящие розы в Европу привозились из Китая и Индии в трюмах кораблей вместе с чаем (поэтому они назывались чайные). У них был красивый крупный бутон и нежный запах. Но они были совершенно не приспособлены к холодам и выращивались только в оранжереях. Лишь потом, путем скрещивания с английскими местными сортами шиповников, которые отличались выносливостью и морозостойкостью, были получены предки современных чайно-гибридных роз.
В середине 18 века из Японии в Европу была завезена роза многоцветковая. От дикой плетистой многоцветковой розы произошли многие современные сорта плетистых роз и все сорта роз флорибунда. Мир современных роз разнообразен, разновидностей и форм представлено в розарии очень много. Плетистые, чайно-гибридные, полиантовые, миниатюрные, флорибунда, почвопокровные, парковые, шраб – розы.
Большинство роз по-прежнему «неженки», требуют ухода и укрытия на зиму, но это лишь потому, что в отличие от живущих у нас издревле цветочных растений, цветущих в начале лета, потом дающих плоды и готовящихся к зиме, розы радуют нас цветами весь год, до самых заморозков раскрывая все новые и новые бутоны. Приходится даже искусственно прерывать цветение, срезая бутоны, а потом обрезая ветки, чтобы розы хоть как-то успели подготовиться к зиме. А есть ли среди роз не неженки? Есть! Это шиповники и выведенные на их основе старинные парковые розы. Но они цветут один раз за лето, иногда давая вторую волну цветения. На их основе выводят сорта современных парковых роз, так называемые шраб-розы, которые и устойчивы, и долго цветут. Давайте посмотрим две разновидности шиповника, которые растут недалеко. Вот шиповник, который имеет название Роза сизая (Роза глаука). В отличие от остальных шиповников, которые размножаются побегами от подземных корневищ, и поэтому очень агрессивны, захватывают большие участки, этот растет одним «букетом», а размножается только семенами. Интересен цвет его листвы – красновато – сероватый, а осенью он украшен каплевидными красными плодами. Недалеко заросли еще одного шиповника – розы бедренцоволистной, всем известной как белый шиповник. Вот про нее можно уверенно сказать – агрессор! Расползается от корневищ, захватывает пространства и не так-то просто их отдает – из малейшего отрезка корня лезет новый побег. Зато очень вкусно пахнет и в ее зарослях гнездятся мелкие птахи. Поэтому на даче шиповники лучше сажать на границе участка – и от непрошенных гостей прикроют, и украсят, и птичкам приют дадут.
Слово роза означает не только красивый кустарник. Например, символ ее использовался в навигации. Компас Розы помогал путешественникам ориентироваться, то же самое можно сказать и о линиях Розы, или долготы, указанных на картах. Такую Розу можно увидеть на любой старинной карте.
Все знают из географии выражение «Роза ветров» – направление преобладающих ветров в данной местности по временам года, изображенное в виде перекрещивающихся линий, совпадающих со сторонами света.
В архитектуре тоже нет недостатка в розах. Старинные здания украшают розетки – стилизованные изображения цветка розы. Бывает окно – роза, круглое, из пяти секторов. Изобилие цветков с пятью лепестками украшает арочные своды.
Можно много еще говорить о розах, способах их выращивания и видах, но у нас впереди еще пол-розария, с которыми надо познакомиться.
Мы находимся в центральной части розария, выполненной в регулярном стиле. Видите, все части симметричны друг другу? Так строились знаменитые французские парки. Этот стиль не терпит вольностей, здесь природа подчинена человеку – газон должен быть подстрижен, один элемент должен зеркально отражаться в другом, напротив. Все просматривается, много солнца – идеальное место для роз. Но человек не роза – ему нравится разнообразие. Поэтому из солнца мы уходим в тень огромных лиственниц. Под ними сейчас разбит теневой сад – теневыносливые многолетники, а рядом растет вишня войлочная, которая весной цветет белым кружевом.
Обратите внимание на этот барбарис. Это разновидность амурского барбариса с удивительными колючками, как морские звезды. Листья у него кожистые, когда стареют к осени – вообще «кожгалантерея». Семена этого барбариса прислал основательницам розария в письме полковник с Дальнего Востока. В Москве подобный я не встречала.
Мы оказались во втором «хвойном кабинетике» Тут тоже сосны горные, под ними можжевельники казацкий и китайский, карликовые туи. Когда-то тут была сложенная сухой кладкой подпорная стенка, и все это вместе напоминало альпийский пейзаж. Уединенно стоят скамейки, пятьдесят лет назад сосны были еще маленькие, и между ними везде росли в изобилии весенние первоцветы – пролески, печеночницы, луки гусиные и прочая мелюзга. После открытия розария эти скамейки занимали первыми. Воздух тут удивительный, смолистый! Хвойные растения насыщают его особыми веществами – фитонцидами, которые без врачей побеждают все хвори и микробы. А вы знаете, что в древности, когда еще не было синтетических витаминов, хвоей сосны лечились от цинги? Цинга – болезнь мореплавателей. Храбрые корабелы, отправляясь в многомесячные плавания, брали с собой солонину в бочках и муку. Запасы пресной воды тоже занимали много места – поэтому на овощи и фрукты, в которых содержится витамин С, места в трюмах не оставалось. В итоге к концу плавания у команды начинала трескаться кожа, вываливаться здоровые зубы, они слабели, простуда длилась месяцами. Бывало, по этой причине погибала вся команда. Спасает чеснок и сосновая хвоя. Хвоинка на вкус кисленькая, пожуешь ее – и авитаминоз отступает.

Теперь посмотрим вот на эти две сосны – это сосна кедровая сибирская. Одна привита на сосну обыкновенную. Это пытались таким образом ускорить силу роста медленно растущей кедровой сосны, но не учли, что со временем стволы растений утолщаются по-разному, и получилась вот такой нарост. У забора сосна кедровая непривитая. На ней в прошлом году даже шишки кедровые были – радость белкам. Но эта сосна категорически не выносит каких либо передвижений под кроной, поэтому мы боремся с тропинкой от дырки в заборе.
Как видите, мы вышли из регулярной части розария. По краю розарий похож на пейзажные английские парки, где красота природы бережно подчеркивается трудом садовника. Дорожки прихотливо искривляются; декоративные растения подсаживаются осторожно и вдумчиво, чтобы не испортить сложившийся пейзаж.
У навеса летней библиотеки растет дуб красный. В отличие от обыкновенного, он растет в молодом возрасте быстро – этим экземплярам 50 лет, они были посажены здесь желудями. Поищите под кронами желуди, может, найдете проросшие. Их можно посадить. Листья у этого дуба – нечто среднее между дубом и кленом. Люди часто называют его «дубоклен».
Мимо библиотеки идем в последний квадрат розария – тут территория сада ароматов и Желтого сада. В конце лета – начале осени переливается желто - белыми красками клумба – река. Даже розы здесь высажены желтые.
А чтобы розарий не казался маленьким, на его северной границе высажены белоцветущие растения. Сначала – сирени, потом трескун амурский, потом чубушники, завершает все снежноягодник, у которого белые плоды. Даже клен здесь с белыми листьями – клен Друммонда.
Возвращаясь, посмотрим на эти квадраты с можжевельниками. Сколько растений в одном квадрате? (ответ-одно)
А рядом туи – шар. А вот кизильники под шар стригут. И не только под шар. Все изгороди подстригаются садовниками несколько раз за сезон.Садовнику приходится прикладывать руки, подправлять природу, работать с ней в союзе, закрепляя красоту этого места.
 
Поделиться темой:
Перейти
Найти

Доступ закрыт.

  1. Вам запрещено отвечать в темах данного форума.